Содержание:
Зачастую АКБ быстро садится из-за невнимательности автовладельца. Основные причины быстрого разряда батареи:
Сульфатация. Обычно это случается из-за неправильной эксплуатации АКБ. Особую опасность представляет глубокий разряд, недозаряд и хранение в недозаряженном состоянии. Если проблема, что называется, застарелая, то есть аккумулятор находился в недозаряженном или полностью разряженном состоянии несколько месяцев, да еще и при минусовых температурах, то ремонтопригодность такого аккумулятора сразу очень сильно снижается.
В такой ситуации шансы спасти батарею невысоки, но продиагностировать такую АКБ перед покупкой новой все равно стоит. Иногда даже старые и сильно засульфатированные батареи удается реанимировать с помощью специальных методик восстановления.
Осыпание пластин. Причиной этого также становится неправильная эксплуатация. Пластины осыпаются из-за заряда большим током или из-за чрезмерно высокой плотности электролита. Также высокая скорость осыпания пластин может быть связана с регулярной эксплуатацией автомобиля по грунтовым дорогам.
Осыпавшиеся пластины восстановлению не подлежат. И, вопреки расхожему мнению, замена электролита тоже кардинально не изменит ситуацию, ведь активная масса уже осыпалась, и от замены электролита больше активной массы на решетках не появится, а ведь именно она отвечает за емкость и пусковые характеристики АКБ. В такой ситуации придется покупать новую АКБ.
Низкая плотность электролита. В таком случае даже рабочая батарея не наберет полной емкости при заряде от генератора автомобиля. Для устранения причины необходимо нормализовать плотность электролита с помощью заряда внешним зарядным устройством. Один важный момент — плотность электролита в аккумуляторе повышается с помощью заряда АКБ, а не с помощью доливки электролита более высокой плотности.
Вообще электролит в аккумулятор заливается только в двух случаях: первый — если аккумулятор был опрокинут и из него вытек электролит, второй — если аккумулятор эксплуатируется в экстремальных температурных режимах, например, на Чукотке (здесь температура опускается до –70 градусов Цельсия). Тогда, чтобы минимизировать риск замерзания электролита, его плотность повышают с помощью доливки электролита более высокой плотности.
Низкий уровень электролита. Из-за оголенных частей пластин батарея не обладает нужной электрической емкостью. Следует долить электролит (если батарея была опрокинута и из нее вытекал электролит) или дистиллированную воду (если снижение уровня электролита было вызвано перезарядом АКБ), потом зарядить АКБ до 100% и проверить работоспособность аккумулятора.
Очень важно вовремя обнаружить снижение уровня электролита ниже нормы. Если аккумулятор будет пребывать в таком состоянии от 3 месяцев и более, то очень высок риск выхода батареи из строя.
Окисление клемм. Быстрее всего окисляются клеммы из сплавов. Со временем они начинают плохо контактировать с выводами аккумулятора. Если это произошло, то необходимо произвести очистку клемм содовым раствором или с помощью наждачной бумаги мелкой зернистости, чтобы не повредить геометрию выводов аккумулятора и клемм автомобиля.
Износ АКБ. Изношенная батарея работает с перебоями и быстро разряжается.
Важно! Всегда проверяйте, не забыли ли вы выключить фары и магнитолу во время стоянки. Часто АКБ быстро разряжается именно из-за таких ситуаций. С каждым годом эта рекомендация становится все менее и менее актуальной, так как на современных автомобилях этот вопрос уже решен конструктивно и забыть выключить фары практически невозможно. Но в России весьма старый автомобильный парк, и еще достаточно много авто, где вполне себе реально можно забыть выключить какой-то электропотребитель, тем самым разрядив батарею.
Иногда повышенная нагрузка в электрической цепи автомобиля возникает из-за ошибок в работе автоэлектрика или неправильного подключения устройств в машине. В таких случаях не только разряжается аккумулятор, но и могут выходить из строя другие компоненты электрической цепи автомобиля.
Магнитола, антирадар, навигатор, подсветка, предпусковой подогреватель, лебедки и другое нештатное оборудование могут перегружать генератор или аккумулятор. Из-за этого генератор работает на пределе своих возможностей, а АКБ разряжается очень быстро.
Еще одна причина быстрого разряда батареи — сигнализация, которая:
Чтобы избежать проблем, покупайте автосигнализацию надежных производителей и учитывайте тот факт, что сигнализации с модулем GSM имеют очень высокое энергопотребление. Соответственно, если автомобиль эксплуатируется нерегулярно или его пробеги очень короткие, то лучше установить аккумулятор большей емкости. Также можно решить эту проблему с помощью установки аккумулятора по технологии AGM или, как их часто называют автолюбители, «гелевый» аккумулятор.
Аккумулятор сядет/разрядится, если надолго оставить авто с включенными фарами, музыкой или другими электроприборами. Если такое случается редко, повода для паники нет: чтобы АКБ заработала, ее нужно просто подзарядить.
Часто автовладельцы говорят, что аккумулятор разрядился из-за мороза. Зимой при -15°С каждый градус снижения температуры уменьшает емкость АКБ. При систематических проблемах с зарядом АКБ или при длительном простое автомобиля электролит в батарее замерзает. Чтобы этого не произошло, следите за уровнем заряда АКБ и проверяйте плотность электролита, если это позволяет конструкция аккумулятора (не все батареи оснащены крышками для доступа к электролиту).
Выявить причину разрядки аккумулятора можно с помощью мультиметра:
Осмотрите клеммы батареи и места контакта выводов. Если обнаружите слабую затяжку или окислы, зачистите места контакта и затяните клеммы.
Проверьте, как нагреваются клеммы и силовые провода во время запуска и сразу после него. Если провода перегреваются, замените их на толстые, с сечением не менее 16 мм².
Убедитесь, что нет утечки по корпусу АКБ. Сначала снимите отрицательную клемму, затем присоедините один щуп к положительному выводу аккумулятора, а другой — поочередно к разным участкам корпуса. Напряжение должно составить 0 В. Если напряжение больше 0 В, значит, есть утечка по корпусу АКБ. Чтобы ее устранить, необходимо почистить корпус АКБ.
Проверьте напряжение заряда на клеммах АКБ при 2000 об/мин. Напряжение заряда 13,8 В свидетельствует о недозаряде АКБ. Напряжение 14,8 свидетельствует о перезаряде батареи. Сравните напряжение на клеммах АКБ с напряжением на выводах генератора. Если на АКБ приходит меньшее напряжение, чем выдает генератор, проверьте контакт выводов генератора с аккумулятором, восстановите его или замените провод.
Замерьте ток фонового потребления при выключенном зажигании. Сначала включите мультиметр в режим измерения постоянного тока 10 А, затем снимите клемму с АКБ. Подсоедините один щуп к выводу аккумулятора, а другой — к клемме. Потребление должно составить не более 100 мА.
В таблице содержится информация об основных проблемах разряда АКБ и методах их устранения.
Проблема | Как найти | Что делать |
АКБ разряжается при запуске авто |
• Осмотрите контакты клемм с выводами батареи, провода массы с кузовом и генератором. • Измерьте сопротивление силовых проводов, проверьте качество изоляции, убедитесь, что АКБ не перегревается. • Проверьте аккумулятор нагрузочной вилкой. |
• Уберите с клемм грязь и окисление, подтяните крепления. • Замените провода, которые повреждены или не подходят по сечению. • Замените неисправный или изношенный аккумулятор. |
АКБ долго заряжается и быстро садится |
• Проверьте напряжение на аккумуляторе при работе двигателя со скоростью 2000 об/мин. • Проверьте соединение клеммы батареи с кузовом и двигателем. |
• Отремонтируйте генератор, реле-регулятор или проводку. • Восстановите контакт с массой. |
АКБ садится на стоянке за ночь или за сутки при выключенном зажигании | • Измерьте ток утечки на авто с выключенным зажиганием. | • Устраните короткое замыкание, отключите фоновые потребители и т. д. |
Новая АКБ быстро разряжается |
• Проверьте напряжение заряда батареи. • Измерьте ток утечки и выявите причину высокого расхода энергии. |
• Отремонтируйте цепь заряда. • Устраните короткое замыкание, уберите или правильно подключите фоновый потребитель. |
АКБ разряжается в дороге |
• Проверьте целостность, состояние, натяжение ремня генератора. • Оцените напряжение на выходе генератора при 2000 об/мин и выше. • Проверьте чистоту и затяжку клемм батареи, массового провода и проводов генератора. |
• Затяните или замените ремень генератора. • Отремонтируйте или замените генератор, реле-регулятор, если напряжение заряда недостаточное или избыточное. • Очистите и затяните клеммы батареи. |
Чтобы АКБ работала долго и бесперебойно, придерживайтесь следующих рекомендаций:
Купите новый технологичный аккумулятор от проверенного производителя с достаточной емкостью и током холодного пуска.
Не разряжайте аккумулятор более чем на 30%, т.е. до напряжения разомкнутой цепи 12,4 В.
При разряде на 30% и более зарядите батарею с помощью внешнего зарядного устройства с конечным напряжением заряда 16 В. Однако эта рекомендация подходит только для кальциевых стартерных батарей, но не для гелевых и AGM-аккумуляторов.
Помните о сульфатации, которая уменьшает емкость АКБ и сокращает срок ее службы. Сульфатация развивается из-за повышенной плотности электролита, мороза или жары, хранения аккумулятора без подзаряда, несвоевременного обслуживания батареи.
Зимой АКБ замерзает из-за снижения плотности электролита. В соответствии с российским ГОСТом, полностью заряженная АКБ должна иметь плотность электролита 1,27 кг/см3.