Содержание:
AGM-аккумуляторы делятся на два вида: с плоскими внутренними блоками и укладкой пластин по спирали.
Часто автолюбители по ошибке называют AGM-аккумуляторы гелевыми, хотя геля в них нет. И AGM, и GEL-аккумуляторы относятся к герметизированным батареям, в которых мы не услышим звук плещущегося электролита. Возможно, отсюда и путаница между двумя этими технологиями.
В AGM-батареях мы не слышим звук плещущегося электролита, потому что между свинцовыми пластинами находится стекломат — губчатый материал, который напитывается высококонцентрированным электролитом. Можно провести аналогию с поролоновой губкой: если ее напитать водой и потрясти, то вода из губки никуда не денется.
Заряжать аккумуляторы типа AGM нужно специальным зарядным устройством (ЗУ) в стационарных условиях. В заряде AGM-аккумуляторов есть много тонкостей и нюансов, поэтому за этой услугой лучше обратиться к специально обученным людям. Но если вы все-таки твердо решили заняться этим самостоятельно, то сначала следует выкрутить пробки и проверить влажность стекломатов (это можно делать, только если аккумулятор уже не на гарантии). Если они сухие, необходимо добавить в них дистиллированную воду. После этого можно заряжать батарею.
AGM-аккумуляторы имеют конечное напряжение заряда 13,8–15 В и при заряде более высоким напряжением могут выйти из строя. Наиболее оптимальный и безопасный режим заряда —напряжение до 14,1 В, а сила тока — 10% от емкости АКБ. Так, если емкость аккумулятора равна 70 Ач, тогда ток, выставляемый при заряде, будет равен 7 А.
Такой метод также подходит для заряда батарей, созданных по технологии Enhanced Flooded Battery (EFB) — усиленная кислотная батарея в автомобилях с системой автоматического перезапуска двигателя.
Если во время заряда батарея сильно греется, процесс нужно срочно остановить. Сильный нагрев одной из банок аккумулятора свидетельствует о серьезном повреждении, например, о коротком замыкании.
Важно! Если AGM-аккумулятор сильно разряжен, заряд может занять 2–3 дня.
Особенность AGM-батарей — повышенная устойчивость к сильным разрядам. Аккумуляторы без последствий переносят потерю 80% заряда.
AGM-аккумуляторы можно заряжать в трех режимах. Рассмотрим каждый из них подробнее.
На клеммы подается ток силой 1–2% от емкости аккумулятора. Напряжение при этом не должно быть больше 13,8 В.
Для стандартного заряда можно использовать обычное аналоговое ЗУ.
Внимание! Стандартный режим подходит только для быстрого заряда АКБ. При этом уровень остаточного заряда должен быть не меньше 75%.
Двухэтапный режим помогает восстановить заряд аккумулятора и поддерживать его оптимальный уровень. Такой подход продлевает срок службы батареи.
Производители рекомендуют заряжать батареи AGM в двухступенчатом режиме с помощью автоматического устройства. Во время заряда устройство переключается между режимами:
Автоматические зарядные устройства обеспечивают плавный переход между режимами. В результате аккумулятор прослужит дольше.
Для трехступенчатого режима заряда нужно использовать автоматическое ЗУ с микропроцессором. Устройство само меняет режимы, поэтому владельцу не нужно следить за процессом. Заряд состоит из трех этапов:
Зарядное устройство автоматически изменяет силу тока и напряжение. Интервалы между этапами прибор выбирает самостоятельно.
Перед покупкой зарядного устройства нужно убедиться, что оно подходит для заряда AGM-аккумуляторов. Кроме надписи на устройстве, в руководстве по эксплуатации должен быть алгоритм работы устройства и графики заряда батареи.
Восстановить запас энергии AGM-аккумулятора можно обычным зарядным устройством. Однако лучше отдавать предпочтение специализированным ЗУ для этого вида батарей.