Содержание:
Свинцово-кислотные батареи делятся на нескольких видов. Рассмотрим каждый подробнее.
Классическое устройство с жидким электролитом. Срок службы — 3–5 лет. WET имеет жидкий электролит, который принципиально не меняется уже десятки лет. Многие автомобили укомплектованы именно таким недорогим и удобным в эксплуатации АКБ.
Усиленная батарея с жидким электролитом. Срок службы — 7 лет. Enhanced Flooded Battery отличается от WET-аккумулятора более толстыми пластинами, каждая из которых упакована в конверт из специального волокна. Такая упаковка защищает аккумулятор от чрезмерной сульфатации во время частых циклов разряда/заряда.
Батареи EFB предназначены для эксплуатации в более сложных условиях. Их часто устанавливают в машинах с системой «старт/стоп», в которых двигатель глушится при каждой остановке автомобиля на светофорах или в пробках.
Батарея с абсорбированным в стекломаты электролитом. Срок службы — до 15 лет. В AGM-батареях между свинцовыми пластинами есть стекломат, который напитан высококонцентрированным электролитом плотностью 1,32 г/см3. В то же время плотность электролита в классическом жидкостном аккумуляторе WET составляет 1,27 г/см3. AGM-батареи можно эксплуатировать в более экстремальных температурных условиях, т.к. у их электролита более низкая температура замерзания.
Батарея с электролитом в виде застывшего геля. Срок службы — до 15 лет. Электролит содержит двуокись кремния, которая преобразует кислоту в гелеобразную массу. У GEL-аккумуляторов много преимуществ, но главное из них — большое количество циклов «заряд–разряд».
Производители редко устанавливают гелевые батареи в двигатели обычных машин. Такие АКБ востребованы там, где необходимы тяговые аккумуляторы (аккумуляторы глубокого разряда). GEL-батареи устойчивы к сульфатации, без ущерба для емкости могут оставаться разряженными несколько суток.
При выборе АКБ обращайте внимание на две основные характеристики — емкость и ток холодной прокрутки (пусковой ток).
Емкость — количество электроэнергии, которое может отдать заряженный аккумулятор. От этого параметра зависит, сколько времени прибор будет поддерживать питание подключенных к нему устройств. Единица измерения емкости батареи — ампер-часы и миллиампер-часы.
Емкость аккумулятора зависит от тока разряда. На многих стартерных АКБ параметр указан по 20-часовому разряду. Но в продаже можно найти аккумуляторы, емкость которых указана по разным стандартам измерения, например, по 20-часовому и по 10-часовому разряду. Рассмотрим это на примерах:
Если емкость батареи 100Ah 20hr (100 ампер-часов по 20-часовому разряду), значит, она разряжается в течение 20 часов током 5Ah (100Ah/20 часов = 5Ah).
Если емкость батареи 80Ah 10hr (80 ампер-часов по 10-часовому разряду), значит, она разряжается в течение 10 часов током 8Ah (100Ah/20 часов = 8Ah).
Если емкость батареи 200Ah 5hr (200 ампер-часов по 5-часовому разряду), значит, она разряжается в течение пяти часов током 40Ah (200Ah/5 часов = 40Ah).
Важно! Емкость стартерного аккумулятора — второстепенный параметр. Уверенный запуск двигателя зависит от другой характеристики — тока холодной прокрутки.
Ток холодной прокрутки — это способность АКБ обеспечивать максимальный ток при температуре –18°С в течение 30 секунд.
При выборе батареи многие автовладельцы отталкиваются от правила «чем выше ток, тем быстрее и лучше заводится авто». Однако ток холодной прокрутки и пусковой ток — это разные параметры. Первый измеряют при температуре –18°С, второй — при 0°С.
При выборе аккумулятора некоторые водители сравнивают пусковые характеристики батарей и не смотрят на стандарт измерения тока. Но производители указывают этот показатель по разным стандартам. Чтобы сравнение было корректным, необходимо привести значения к единому стандарту.
Автовладельцы часто обмениваются мнениями о работе автомобильных батарей и иногда вводят друг друга в заблуждение. Из-за этого некоторые автолюбители начинают неправильно эксплуатировать АКБ, что приводит к ее быстрому износу и выходу из строя.
Рассмотрим самые популярные мифы об аккумуляторных батареях и попробуем узнать, где же на самом деле истина.
Зачастую информация о емкости и пусковом токе, которую производитель указывает на этикетке, не соответствует действительности. Проверить показатели без дорогостоящего оборудования просто невозможно. Однако обычно АКБ небольшой емкости от надежного производителя работает стабильнее и дольше, чем батарея малоизвестного бренда с фантастическими параметрами.
Некоторые производители дают многолетнюю гарантию, но ее придется ежегодно продлевать в сервисном центре. Гарантия топовых брендов — Bosch, Varta, Panasonic — составляет 1–2 года. Лучше приобрести АКБ с честной гарантией и прозрачными условиями.
Не всегда хорошая аккумуляторная батарея стоит дорого. Многие бренды, которые выпускают надежные аккумуляторы, устанавливают демократичные цены.
Чтобы правильно выбрать АКБ, нужно разобраться в их особенностях. Так, батареи отличаются:
Автомобильный аккумулятор устанавливается на специальный поддон. В идеале размер основания батареи должен совпадать с габаритами этого поддона. Однако при необходимости можно установить батареи другого размера.
По типу корпуса АКБ делятся на азиатский и европейский. Чтобы понять, какая батарея у вас, загляните под капот и ознакомьтесь с информацией на батарее. При отсутствии надписей на аккумуляторе измерьте его длину, ширину и высоту линейкой.
Чтобы провода соединения подошли по длине и дотянулись до клемм, оцените тип и расположение последних. Так, клеммы бывают:
Также в продаже можно найти АКБ с комбинированным типом клемм. Например, батарея «Зверь» 6СТ-190 оснащена конусными клеммами и клеммами под болт. У Eneus Marina MDC27 стоят конусные и резьбовые клеммы, у Delkor 78DT-850 — конусные и американские торцевые.
Достоинства | Недостатки |
+ Сделан по технологии AGM (единственный аккумулятор в мире, который изготавливается по спиральной/рулонной технологии). + Абсолютный рекордсмен по току холодной прокрутки (у «Оптимы» есть сильный конкурент — аккумулятор «Одиссей», он тоже есть в этом списке). +Один из лидеров рынка по количеству циклов заряд/разряд (и по этому пункту у «Оптимы» тоже есть сильный конкурент — аккумулятор «Одиссей», он тоже есть в этом списке), соответственно, это один из самых живучих аккумуляторов в мире. + Способен запустить 4-хлитровый дизельный мотор при 30-тиградусном морозе, будучи разряженным на 90%. + Даже будучи разряженным на 100%, полноценно заряжается от исправного штатного генератора. |
- Нельзя заряжать напряжением - Конечно, цена. Это одна из самых дорогих батарей на рынке. Но действительно стоящие вещи редко стоят дешево. |
Достоинства | Недостатки |
+ Сделан по технологии AGM. + Лучшая батарея по соотношению емкости и тока холодной прокрутки («Оптима» сильно уступает «Одиссею» по емкости в силу своих конструктивных особенностей, а именно по причине рулонной сборки пластин). + Один из лидеров рынка по количеству циклов заряд/разряд. Выдерживает от 400 циклов при условии 80% глубины разряда, то есть этот аккумулятор можно разрядить до остаточной емкости 20% как минимум 400 раз! Это рекорд для стартерно-тяговой батареи. + Способен запустить 6-тилитровый дизельный мотор при 30-тиградусном морозе будучи разряженным на 80%! + Идеально подходит для внедорожников и любых других автомобилей, оснащенных нештатной нагрузкой, такой как предпусковой подогреватель, лебедка, инвертор 220 В. + Идеален для автомобилей с нечастыми и короткими пробегами, так как заряжается в два раза быстрее обычной батареи. + Даже будучи разряженным на 100%, его можно полноценно зарядить от исправного штатного генератора. |
- Нельзя заряжать напряжением - Конечно, цена. Это одна из самых дорогих батарей на рынке. Но действительно стоящие вещи редко стоят дешево. |
Достоинства | Недостатки |
+ Большой вес в сравнении с конкурентами по емкости и по цене (для свинцовой батареи большой вес является косвенным показателем качества, кстати, многие современные бренды заявляют на этикетке вес, превышающий фактический). + Большая гарантия: 3 года на линейку AsiaSilver и 4 года на аккумуляторы по технологии EFB. + Прозрачные условия гарантии без выкручивания рук и без необходимости посещать сервисный центр каждый год. + Честные характеристики. На рынке есть множество аккумуляторов с «фантастическими» параметрами: на корпусе написано одно, а при проверке диагностическими приборами фактические параметры оказываются гораздо скромнее заявленных. Еще одно преимущество аккумуляторов «Титан» — это реальное соответствие заявленным высоким параметрам. + Титан произведен в России с учетом российского климата. Плотность электролита — 1,27 г/см3, как и должно быть по ГОСТу. Температура замерзания электролита — -60 градусов по Цельсию. + Для продвинутых автолюбителей на аккумуляторе предусмотрен доступ к электролиту. Несмотря на это аккумулятор не требует обслуживания на протяжении всего срока службы. + Приемлемая цена. |
- Плохо переносят глубокий разряд, как и все современные кальциевые батареи. |
Достоинства | Недостатки |
+ Приемлемая цена. + Низкий уровень заводского брака. + Заявленные емкость и ток холодной прокрутки соответствуют действительности. + Устойчив к глубокому разряду. |
- Плохо переносит перезаряд. |
Достоинства | Недостатки |
+ Приемлемая цена, несмотря на японское происхождение бренда. + Очень низкий уровень заводского брака. + Заявленные емкость и ток холодной прокрутки соответствуют действительности. + Прозрачные условия гарантии без выкручивания рук и без необходимости посещать сервисный центр каждый год. + Классическая японская надежность и долговечность. |
- Плохо переносит глубокий разряд. |