empty basket
Ваша корзина пуста
Выберите в каталоге интересующий товар
и нажмите кнопку «В корзину».
Перейти в каталог
empty delayed
Отложенных товаров нет
Выберите в каталоге интересующий товар
и нажмите кнопку
Перейти в каталог
Заказать звонок

Напряжение аккумулятора автомобиля

Рассмотрим, как измерить напряжение с помощью мультиметра, и на какие показатели нужно ориентироваться в зависимости от вида АКБ.
Напряжение аккумулятора автомобиля

Содержание:

  1. Особенности напряжения АКБ
  2. Некорректное отображение напряжения
  3. Стандарты проверки напряжения аккумулятора
  4. Как правильно замерить напряжение

Особенности напряжения АКБ

Напряжение аккумулятора показывает, какое давление создают заряженные электроны во время прохождения через контурный провод. Традиционно этот показатель измеряется в вольтах и обозначается как В или V. Чтобы измерить напряжение самостоятельно, понадобится специальное устройство — мультиметр. Необходимо приложить щупы прибора к клеммам аккумулятора.

Для полностью заряженной АКБ эталонным считается напряжение от 12,7 В (напряжение разомкнутой цепи). При таких значениях исправная батарея (потому что и у неисправных батарей может быть напряжение 12,7 В) позволяет запустить двигатель машины без проблем.

Уровень напряжения зависит от времени проверки. Сразу после того как вы отключили аккумулятор от зарядного устройства, показатель может достигать 13–13,9 В. Такие значения не должны вас тревожить. Для получения более точных данных повторите измерения через два часа после полного заряда, а лучше через сутки.

Напряжение в 12,5 В или ниже говорит о том, что батарея разряжается. Если допустить глубокий разряд, то АКБ будет сложно вернуть в рабочее состояние, а емкость аккумулятора может значительно снизиться. При худшем раскладе аккумулятор полностью выйдет из строя. Поэтому нужно своевременно заряжать АКБ.

Наиболее точно определить, насколько заряжен аккумулятор, можно по напряжению на контактах и по плотности электролита. При 100%-ом заряде вольтаж на клеммах составляет 12,7 вольта и выше. У разряженной до 0% АКБ — 11,7 вольта. Соответственно, каждые 0,1 вольта показывают 10% заряда. К примеру, если аккумулятор заряжен на 50%, мультиметр покажет 12,2 вольта. При работающем двигателе значение варьируется в пределах 13,5–14,5 В.

Некорректное отображение напряжения

Не стоит ориентироваться на вольтаж, который показывают автомобильные брелоки сигнализации. Нередко эти показатели занижены на 0,2–0,8 В. Определить разницу между реальным напряжением аккумулятора и тем, что показывает брелок сигнализации, можно, если измерить напряжение на клеммах самого аккумулятора. Разница в этих показателях напряжения возникает по таким причинам:

  1. Для сигнализации предусмотрен дополнительный аккумулятор. Чтобы его подключить, необходима микросхема с диодом. Благодаря ей дополнительная батарея не разряжает основной аккумулятор. Именно эта микросхема и потребляет неучтенные 0,6–0,8 В.
  2. Производитель неверно откалибровал сигнализацию. Из-за такой ошибки брелок показывает неверные значения. Устранить проблему могут специалисты по установке охранных автомобильных систем.

Чтобы точно знать уровень напряжения аккумулятора, используйте вольтметр или мультиметр, подключая его напрямую к клеммам аккумулятора.

Измерение напряжения аккумулятора.png

Стандарты измерения пускового тока аккумулятора

Срок службы и мощность АКБ зависят во многом от величины пускового тока. Этот показатель обычно указан на корпусе стартерного аккумулятора (но не всегда, например, на настоящих японских батареях пусковой ток зачастую не указан вовсе). От него зависит, как быстро будет заводиться автомобиль в холодное время года. Чем выше значение, тем надежнее и живучее АКБ. Всего существует несколько стандартов измерения пускового тока:

  • Японский (Japanese Industrial Standart, JIS). Полностью заряженная батарея охлаждается в течение суток до –15 градусов. Далее батарея нагружается силой тока 150–300 А в течение 10–30 секунд. Успешный результат — напряжение не падает ниже 6 В.
  • Немецкий (Deutsche Industre-norm, DIN). Полностью заряженная батарея охлаждается в течение суток до –18 градусов. Далее АКБ нагружается силой тока, равной номинальному CCA аккумулятора. Тест считается успешно пройденным, если напряжение батареи за 30 секунд не упадет ниже 9 В, а за 150 секунд – не ниже 6 В.
  • Европейский (European Norm, EN). Заряженный аккумулятор в течение суток охлаждается до –18 градусов. Далее батарея нагружается силой тока, равной номинальному CCA аккумулятора. Успешный результат — напряжение не падает ниже 7,2 В 10 секунд.
  • Американский (Society of Automotive Engineers, SAE). Заряженный аккумулятор в течение суток охлаждается до –18 градусов. Далее батарея нагружается силой тока, которая равна номинальному CCA аккумулятора. Успешный результат — напряжение не падает ниже 7,2 В в течение 30 секунд.
  • Стандарт международной электротехнической комиссии (International Electrotecnical Commision, IEC). Заряженный аккумулятор в течение суток охлаждается до –18 градусов. После этого батарея нагружается силой тока, равной номинальному CCA аккумулятора. Успешный результат — напряжение не падает ниже 8,4 В 60 секунд.
  • Морской (Cranking Amps / Marine Cranking Amps, CA/MCA). Заряженный аккумулятор в течение суток охлаждается до 0 градусов. Далее батарея нагружается силой тока, составляющей номинальное значение CCA аккумулятора. Успешный результат — напряжение не падает ниже 7,2 В на протяжении 30 секунд.

Как правильно замерить напряжение аккумулятора.png

Как правильно замерить напряжение

Чтобы поддерживать аккумулятор в рабочем состоянии, необходимо контролировать уровень его заряда. Делать это можно несколькими способами — с помощью измерительных приборов типа вольтметра и нагрузочной вилки или путем оценки плотности электролита.

Мультиметром или вольтметром

Чтобы получить корректные значения, начинайте замеры спустя минимум 3–5 часов после зарядки. Этого времени достаточно, чтобы напряжение стабилизировалось. На мультиметре нужно выбрать режим измерения постоянного напряжения и установить значение, близкое к 12 вольтам. Обычно это 20 вольт.

Проверка и измерение нагрузочной вилкой

Замеры напряжения АКБ проводятся сначала без нагрузки, а затем с ней. Это позволяет более-менее точно оценить состояние АКБ, если выбран подходящий для данной емкости аккумулятора нагрузочный ток. К примеру, если емкость АКБ равна 60 Ач, то необходима минимальная нагрузка 120 А. Время измерения под нагрузкой — 8–10 секунд.

Измерение плотности электролита

Уровень заряда можно определить, если замерить плотность электролита. Если вы будете знать показатель плотности, то легко сможете определить по таблице заряда, на сколько процентов заряжена АКБ. На самом деле это самый надежный способ оценки уровня заряженности АКБ, потому что в ряде случаев аккумулятор может иметь нормальное напряжение, но при этом низкую плотность электролита, и определяющим уровень заряда всегда будет именно плотность электролита. Но так как во многих современных АКБ вообще нет возможности подобраться к электролиту, то этот способ определения состояния заряда не универсален для всех батарей и для полностью необслуживаемых аккумуляторов не подходит.

Уровень заряженности

Плотность электролита (г/см3)

100%

1,266

90%

1,250

80%

1,234

70%

1,219

60%

1,205

50%

1,191

40%

1,177

30%

1,163

20%

1,149

10%

1,135

Представленные в таблице показатели зависят от климатических условий и подходят для средней полосы России. В других регионах норма плотности электролита в заряженной аккумуляторной батарее отличается:

  • холодные регионы — 1,27–1,29 г/см3;
  • умеренно континентальный климат — 1,25–1,27 г/см3;
  • высокая среднегодовая температура — 1,23–1,25 г/см3.

Проверять заряд аккумулятора нужно раз в 3–4 месяца. Плотность электролита можно определить с помощью ареометра. Любые отклонения от нормальных значений должны насторожить автолюбителя. Своевременная зарядка аккумулятора позволит продлить срок его работы и избежать неожиданных проблем с запуском двигателя.

Читайте также