Содержание:
Напряжение аккумулятора показывает, какое давление создают заряженные электроны во время прохождения через контурный провод. Традиционно этот показатель измеряется в вольтах и обозначается как В или V. Чтобы измерить напряжение самостоятельно, понадобится специальное устройство — мультиметр. Необходимо приложить щупы прибора к клеммам аккумулятора.
Для полностью заряженной АКБ эталонным считается напряжение от 12,7 В (напряжение разомкнутой цепи). При таких значениях исправная батарея (потому что и у неисправных батарей может быть напряжение 12,7 В) позволяет запустить двигатель машины без проблем.
Уровень напряжения зависит от времени проверки. Сразу после того как вы отключили аккумулятор от зарядного устройства, показатель может достигать 13–13,9 В. Такие значения не должны вас тревожить. Для получения более точных данных повторите измерения через два часа после полного заряда, а лучше через сутки.
Напряжение в 12,5 В или ниже говорит о том, что батарея разряжается. Если допустить глубокий разряд, то АКБ будет сложно вернуть в рабочее состояние, а емкость аккумулятора может значительно снизиться. При худшем раскладе аккумулятор полностью выйдет из строя. Поэтому нужно своевременно заряжать АКБ.
Наиболее точно определить, насколько заряжен аккумулятор, можно по напряжению на контактах и по плотности электролита. При 100%-ом заряде вольтаж на клеммах составляет 12,7 вольта и выше. У разряженной до 0% АКБ — 11,7 вольта. Соответственно, каждые 0,1 вольта показывают 10% заряда. К примеру, если аккумулятор заряжен на 50%, мультиметр покажет 12,2 вольта. При работающем двигателе значение варьируется в пределах 13,5–14,5 В.
Не стоит ориентироваться на вольтаж, который показывают автомобильные брелоки сигнализации. Нередко эти показатели занижены на 0,2–0,8 В. Определить разницу между реальным напряжением аккумулятора и тем, что показывает брелок сигнализации, можно, если измерить напряжение на клеммах самого аккумулятора. Разница в этих показателях напряжения возникает по таким причинам:
Чтобы точно знать уровень напряжения аккумулятора, используйте вольтметр или мультиметр, подключая его напрямую к клеммам аккумулятора.
Срок службы и мощность АКБ зависят во многом от величины пускового тока. Этот показатель обычно указан на корпусе стартерного аккумулятора (но не всегда, например, на настоящих японских батареях пусковой ток зачастую не указан вовсе). От него зависит, как быстро будет заводиться автомобиль в холодное время года. Чем выше значение, тем надежнее и живучее АКБ. Всего существует несколько стандартов измерения пускового тока:
Чтобы поддерживать аккумулятор в рабочем состоянии, необходимо контролировать уровень его заряда. Делать это можно несколькими способами — с помощью измерительных приборов типа вольтметра и нагрузочной вилки или путем оценки плотности электролита.
Чтобы получить корректные значения, начинайте замеры спустя минимум 3–5 часов после зарядки. Этого времени достаточно, чтобы напряжение стабилизировалось. На мультиметре нужно выбрать режим измерения постоянного напряжения и установить значение, близкое к 12 вольтам. Обычно это 20 вольт.
Замеры напряжения АКБ проводятся сначала без нагрузки, а затем с ней. Это позволяет более-менее точно оценить состояние АКБ, если выбран подходящий для данной емкости аккумулятора нагрузочный ток. К примеру, если емкость АКБ равна 60 Ач, то необходима минимальная нагрузка 120 А. Время измерения под нагрузкой — 8–10 секунд.
Уровень заряда можно определить, если замерить плотность электролита. Если вы будете знать показатель плотности, то легко сможете определить по таблице заряда, на сколько процентов заряжена АКБ. На самом деле это самый надежный способ оценки уровня заряженности АКБ, потому что в ряде случаев аккумулятор может иметь нормальное напряжение, но при этом низкую плотность электролита, и определяющим уровень заряда всегда будет именно плотность электролита. Но так как во многих современных АКБ вообще нет возможности подобраться к электролиту, то этот способ определения состояния заряда не универсален для всех батарей и для полностью необслуживаемых аккумуляторов не подходит.
Уровень заряженности |
Плотность электролита (г/см3) |
100% |
1,266 |
90% |
1,250 |
80% |
1,234 |
70% |
1,219 |
60% |
1,205 |
50% |
1,191 |
40% |
1,177 |
30% |
1,163 |
20% |
1,149 |
10% |
1,135 |
Представленные в таблице показатели зависят от климатических условий и подходят для средней полосы России. В других регионах норма плотности электролита в заряженной аккумуляторной батарее отличается:
Проверять заряд аккумулятора нужно раз в 3–4 месяца. Плотность электролита можно определить с помощью ареометра. Любые отклонения от нормальных значений должны насторожить автолюбителя. Своевременная зарядка аккумулятора позволит продлить срок его работы и избежать неожиданных проблем с запуском двигателя.
На сайте используется технология cookie, сервис web-аналитики Яндекс. Метрика, собираются пользовательские данные. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете, что ознакомлены и согласны с условиями их сбора и использования. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.