empty basket
Ваша корзина пуста
Выберите в каталоге интересующий товар
и нажмите кнопку «В корзину».
Перейти в каталог
empty delayed
Отложенных товаров нет
Выберите в каталоге интересующий товар
и нажмите кнопку
Перейти в каталог
Заказать звонок

Восстановление аккумулятора

Многие автовладельцы не выбрасывают вышедший из строя аккумулятор, а пытаются самостоятельно устранить его неисправности. Из статьи вы узнаете, как правильно восстановить АКБ своими руками.
Восстановление аккумулятора

Содержание:

  1. Конструкция и принцип работы аккумуляторной батареи
  2. Причины неисправностей
  3. Как самостоятельно восстановить АКБ
  4. Правила эксплуатации аккумуляторной батареи

Конструкция и принцип работы аккумуляторной батареи

Внутри АКБ расположены чередующиеся положительно и отрицательно заряженные электроды. Последние представляют собой пластины из свинца или свинцовых сплавов с кальцием, серебром, сурьмой и другими элементами. В промежутках между электродами находится электролит — жидкая серная кислота, смешанная с дистиллированной водой. 

Чтобы напряжение АКБ поднялось до необходимых 12,7-13 В (напряжение полностью заряженной батареи без нагрузки) на клеммы необходимо подать более высокое напряжение. Аккумулятор считается заряженным, когда конечное напряжение заряда составляет 16 В (актуально для большинства современных аккумуляторов с жидким электролитом). Аккумулятор накопит электричество, дойдет до определенного предела емкости и батарея заработает.

В процессе разряда батареи образуется вода и сульфат свинца, которые снижают плотность электролита. Во время заряда АКБ образуется серная кислота и свинец. Эти вещества повышают плотность электролита. Если у вашего аккумулятора есть доступ к электролиту, то есть специальные откручивающиеся крышки, то вы можете определить степень заряженности АКБ по плотности электролита. Плотность электролита измеряется с помощью ареометра, его можно найти в автомаркетах или аккумуляторных магазинах. 

Плотность электролита полностью заряженного аккумулятора должна составлять 1,27 г/см3. Такая плотность должна быть во всех банках аккумулятора. Если же в каких-то банках плотность электролита отличается в меньшую сторону более чем на 0,02 г/см3, это свидетельствует о сильной засульфатированности этих банок. Вы можете скорректировать плотность электролита с помощью специального корректирующего электролита плотностью 1,32 г/см3. Его, как и ареометр, можно найти в автомаркетах или аккумуляторных магазинах. Но имейте в виду: если приходится прибегать к таким мерам, то аккумулятор отработает еще максимум полгода. 

Чрезмерно высокое или низкое, недостаточное напряжение в процессе заряда сокращает срок службы аккумулятора. Высокое напряжение приводит к сильному разложению воды, низкое — к неполному заряду аккумулятора.

Срок службы АКБ зависит и от температуры. Если она слишком высокая, растет саморазряд и начинается коррозия электродов. Низкая температура тормозит химические процессы, уменьшает емкость аккумулятора. Следовательно, спустя недолгое время АКБ придется заменить или обслуживать/восстанавливать.

Причины неисправностей аккумуляторов

Причины неисправностей

АКБ выходит из строя как по внешним, так и по внутренним причинам. С одними из них можно легко справиться самостоятельно, другие устранить бывает сложно. Обычно аккумулятор перестает работать из-за:

  • повреждения корпуса;
  • окисления клемм;
  • сульфатации пластин;
  • осыпания пластин;
  • замыкания пластин.
  • замерзания электролита и повреждения пластин.

Внешние неисправности устранить просто. Окислившиеся клеммы нужно зачистить, чтобы восстановить их проводимость. Трещины корпуса, которые образовались от вздутия или перегрева — склеить, если это возможно.

Если снизилась емкость АКБ, закипает электролит, растет напряжение на выводах, перегреваются пластины, значит, идет процесс сульфатации. Причины его возникновения — высокая температура, долгое хранение в разряженном состоянии, частые недозаряды и перезаряды. Реанимировать засульфатированную батарею можно своими руками, если состояние АКБ еще не слишком запущено.

Об осыпании пластин свидетельствует характерное потемнение электролита. Восстановить работу аккумулятора с сильно осыпавшимися пластинами, когда цвет электролита уже очень серый или бурый, не получится.

Обнаружить короткое замыкание можно с помощью ареометра: банка с плотностью электролита 1,00 г/см3 имеет короткое замыкание. Также короткозамкнутую банку можно обнаружить с помощью нагрузочной вилки. Под нагрузкой банка с коротким замыканием будет кипеть. Аккумулятор с коротким замыканием ремонту и восстановлению не подлежит.

Пластины деформируются из-за неправильной эксплуатации АКБ. Разряженная или не до конца заряженная батарея на морозе замерзает, а свинцовые пластины и корпус повреждаются. Если такое произошло, то можно попробовать разморозить и зарядить батарею и по результату проделанных работ уже принимать решение — подходит ли данная батарея для дальнейшей эксплуатации или придется покупать новый автомобильный аккумулятор.

Как самостоятельно восстановить АКБ

Есть несколько способов восстановить аккумулятор. Рассмотрим самые распространенные.

Неоднократный подзаряд с перерывами или выравнивающий заряд

Особенность метода — использование тока небольшой силы. Зарядное устройство должно работать с перерывами, чтобы выровнялась разница потенциалов на парах электродов. Электролит высокой плотности от пластин попадает в свободное пространство между электродами и АКБ восстанавливается. Использование малых токов делает процедуру безопасной. Способ эффективен, если аккумулятор не работает из-за разброса плотностей в банках.

Во время зарядки необходимо следить, чтобы плотность электролита в каждой банке достигла уровня 1,27 г/см3, плюс-минус 0,02 г/см3. Помните: батарею нужно заряжать с передышкой, чтобы электролит успевал перераспределяться. Количество циклов «заряд-отдых» для реанимации батареи таким способом должно составить не менее 8.

Замена электролита

Замена электролита

Во время эксплуатации в раствор серной кислоты попадают посторонние частицы, которые снижают электропроводность электролита. Чтобы восстановить АКБ в домашних условиях, можно попробовать полностью заменить эту жидкость. Это весьма хлопотный метод реанимации АКБ. К тому же, если электролит уже настолько серый или бурый, то замена электролита мало что изменит в работе АКБ, так как активная масса, которая дает аккумулятору емкость и пусковой ток, уже выпала в шлам, и при замене электролита количество работающей активной массы больше не станет.

Обратный заряд

Восстановить емкость батареи можно, если изменить полярность заряда. Для этого аккумулятор необходимо разрядить до 0 В и зарядить в обратную полярность. Метод достаточно сложный, лучше к нему не прибегать без специальных знаний и подготовки.

Оживить автомобильный аккумулятор получается не всегда. Кроме того, восстановленная АКБ проработает несколько месяцев или даже лет, но в любой момент может снова выйти из строя.

Результат восстановления зависит от условий эксплуатации аккумулятора, нагрузки во время работы, количества циклов глубокого разряда или длительного перезаряда, механических воздействий и т. д.

Важно также, какое зарядное устройство вы используете. Прибор должен быть исправным и подходящим к тому типу аккумуляторов, которые вы планируете заряжать. В противном случае вернуть работоспособность аккумулятору невозможно.

Правила эксплуатации аккумуляторной батареи

Правила эксплуатации аккумуляторной батареи

За АКБ необходимо правильно ухаживать. Следите, чтобы корпус батареи был чистым, а внутрь не попадал мусор и грязь. Также придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • проверяйте уровень и плотность электролита;
  • заряженную батарею храните при минусовой температуре: чем ниже температура окружающей среды, тем ниже саморазряд;
  • разряженную батарею необходимо зарядить перед хранением, но если такой возможности нет, то батарея должна хранится только при плюсовой температуре, иначе возникает риск замерзания электролита (у разряженной батареи снижается плотность электролита: чем ниже плотность электролита, тем выше температура, при которой электролит превратится в лед);
  • увеличивайте плотность электролита до 1,3 г/см3 в холодное время года, если автомобиль эксплуатируется в регионе с экстремально низкими температурами (-40 градусов Цельсия и ниже);
  • отсоединяйте клемму при длительном простое (длительный простой — это от двух недель и более);
  • заряжайте аккумулятор током 5% от заявленной на корпусе емкости;
  • проверяйте уровень заряда на холодном двигателе автомобиля (после ночи простоя);
  • регулярно обслуживайте батарею и берегите ее от механических повреждений.
Читайте также