empty basket
Ваша корзина пуста
Выберите в каталоге интересующий товар
и нажмите кнопку «В корзину».
Перейти в каталог
empty delayed
Отложенных товаров нет
Выберите в каталоге интересующий товар
и нажмите кнопку
Перейти в каталог
Заказать звонок

Виды аккумуляторов

Аккумуляторная батарея — важная часть автомобиля. Она запускает двигатель внутреннего сгорания и является источником энергии во время стоянки. В статье рассмотрим основные типы АКБ и их особенности.
Виды аккумуляторов

Содержание:

  1. Виды аккумуляторов по доступу к электролиту: обслуживаемые и необслуживаемые АКБ
  2. Виды аккумуляторов по расходу дистиллированной воды
  3. Виды легирующих элементов в аккумуляторах
  4. Стартерные и тяговые АКБ
  5. Типы креплений аккумуляторных батарей

Виды аккумуляторов по доступу к электролиту: обслуживаемые и необслуживаемые АКБ

Стартерные аккумуляторы с жидким электролитом делятся на два вида: с доступом (еще их называют обслуживаемыми) и без доступа к электролиту (еще их называют необслуживаемыми). Наличие доступа к электролиту не всегда означает необходимость обслуживать аккумулятор (доливать дистиллированную воду). Например, японские аккумуляторы Furukawa имеют доступ к электролиту, но так как эти батареи изготовлены по кальциевой (Ca/Ca) технологии (отличительной особенностью этой технологии является очень низкий расход воды), то доливка дистиллированной воды не требуется на протяжении всего срока службы аккумулятора. Эти аккумуляторы можно назвать необслуживаемыми с доступом к электролиту.

Виды аккумуляторов по расходу дистиллированной воды

Стартерные аккумуляторы по расходу дистиллированной воды делятся на четыре вида.

  1. N — обслуживаемый с нормальным расходом воды.
  2. L — обслуживаемый с малым расходом воды.
  3. VL — обслуживаемый с очень малым расходом воды.

  4. Маркировку N/L/VL можно встретить только на аккумуляторах российского производства.

    Аккумуляторы с маркировкой VL имеют настолько малый расход воды, что не требуют доливки на протяжении всего срока службы. Этот вид батарей можно назвать необслуживаемыми с доступом к электролиту.

  5. Необслуживаемый с очень малым расходом воды. Естественно, без доступа к электролиту долить в аккумулятор ничего не получится. Поэтому аккумуляторы без доступа к электролиту, то есть полностью необслуживаемые, производятся по технологии с минимальным расходом воды (чаще всего это кальциевая технология, на батареях она обычно обозначается как Ca/Ca).

Виды легирующих элементов в аккумуляторах

Виды легирующих элементов в аккумуляторах

Какие бывают легирующие элементы/добавки к пластинам в аккумуляторах?

Sb (Сурьма)
Сурьмянистые аккумуляторы

Классическая добавка/легирующий элемент в автомобильных аккумуляторах, используемая с незапамятных времен. Недостатков у сурьмянистых батарей достаточно: они подвержены сильному саморазряду и выкипанию воды из электролита. Именно поэтому сурьмянистые аккумуляторы, как правило, обслуживаемые, то есть с доступом к электролиту: в них необходимо регулярно доливать воду. Но есть и одно большое преимущество: сурьмянистые аккумуляторы гораздо лучше переносят глубокие разряды, в отличие от кальциевых АКБ, которыми сейчас переполнен рынок.

Sb (Сурьма)
Малосурьмянистые аккумуляторы

Малосурьмянистые аккумуляторы считаются малообслуживаемыми. В малосурьмянистых АКБ меньше сурьмы, чем в предыдущем виде, поэтому интенсивность испарения воды у них ниже. Следовательно, проверять уровень электролита в АКБ такого типа и доливать дистиллированную воду можно реже.

Малосурьмянистые аккумуляторы нередко устанавливают на машины российского производства. Батареи нетребовательны к параметрам бортовой сети, неприхотливы, стоят недорого, долго держат заряд.

Ca (Кальций)
Кальциевые аккумуляторы

С точки зрения потребительских свойств, добавление кальция — полная противоположность варианта с сурьмой. Это настоящая находка для необслуживаемых аккумуляторов: кальций уменьшает выкипание воды, снижает саморазряд, делает пластины прочнее, защищает их от перезаряда. Звучит почти идеально!

Но стоит один раз полностью «высадить» кальциевый аккумулятор, и его емкость значительно снизится. Поэтому кальциевую батарею лучше использовать регулярно, не допуская глубоких разрядов.

Кальциевые аккумуляторы

Sb/Ca или Ca+ (Сурьма + Кальций, «гибрид»)
Гибридные аккумуляторы

Пластины гибридной батареи легируются разными добавками. Положительные являются малосурьмянистыми, отрицательные — кальциевыми. Технические характеристики гибридных АКБ — нечто среднее между параметрами кальциевых и малосурьмянистых батарей.

Минусы сурьмы и кальция весьма значительны. Чтобы сбалансировать их, был придуман гибридный аккумулятор, где в качестве легирующих элементов используется как сурьма, так и кальций: они компенсируют взаимные недостатки. Свинцово-сурьмянистые пластины добавляют батарее стойкости к глубоким разрядам, а свинцово-кальциевые уменьшают саморазряд и испарение электролита.

Ca/Ag (Кальций + Серебро)
Кальций-серебряные аккумуляторы

Гибридные аккумуляторы могут содержать и другие химические элементы, улучшающие их свойства, например, серебро. Батареи с добавлением серебра принято выделять отдельно. В первую очередь, из-за их цены: такие аккумуляторы заметно дороже. Взамен производители обещают своему потребителю долговечность.

Стартерные и тяговые АКБ

Все существующие аккумуляторы можно разделить на две основные категории — стартерные и тяговые:

  1. Стартерные. Стартерный аккумулятор создан для запуска двигателя. Когда вы поворачиваете ключ зажигания, стартер потребляет с аккумулятора необходимый для запуска двигателя ток, и двигатель начинает работать, а генератор начинает заряжать аккумулятор. Таким образом, стартерный аккумулятор в исправно работающем, регулярно эксплуатируемом автомобиле должен 95% времени находиться в заряженном состоянии. Современная стартерная батарея, изготовленная по кальциевой технологии (большинство современных стартерных батарей изготовлены именно по кальциевой технологии) не создана для глубоких разрядов (то есть разрядов более, чем на 30%), так как с каждым таким разрядом аккумулятор теряет в среднем 5% от своей емкости.

  2. Тяговые. Они же аккумуляторы глубоко разряда. Основное назначение тягового аккумулятора заключается в питании технических средств с электроприводом. То есть тяговый аккумулятор, в отличие от стартерного собрата, спокойно можно разряжать практически полностью без страха, что после такого разряда батарея выйдет из строя, потому что тяговый аккумулятор конструктивно создан как раз для таких нагрузок.

Важный момент! Срок службы тяговых батарей исчисляется в циклах. Например, на американские тяговые аккумуляторы Trojan производитель заявляет срок службы 1200 циклов при условии 80%-ого разряда. Это означает, что данную батарею можно разрядить 1200 раз, забирая у нее 80% от заявленной емкости. То есть потребитель может выработать заявленные циклы за полгода, 5 лет, 10 лет и т.д. — все зависит от регулярности и глубины разряда аккумулятора.

Из графика ниже видно, что чем меньше глубина разряда, тем большее количество циклов отработает батарея. Эта нелинейная зависимость количества циклов заряд-разряд, которое отработает батарея от глубины разряда, характерна для всех видов тяговых батарей.

Вывод: с экономической точки зрения всегда выгоднее купить аккумулятор с большей емкостью, потому что при той же нагрузке аккумулятор с большей емкостью будет разряжаться менее глубоко и, как следствие, отработает значительно большее количество циклов заряд-разряд, нежели батарея с меньшей емкостью.

Пример зависимости количества циклов заряд/разряд, которое отработает батарея, от глубины разряда.

График цикла и глубины разряда

Основное конструктивное отличие свинцовой стартерной батареи от свинцовой тяговой батареи — толщина пластин. Пусковой ток батареи определяется площадью пластин. Количество циклов заряд/разряд батареи определяется толщиной пластин. В корпусе одного размера и веса может быть много тонких пластин (стартерный аккумулятор) или меньшее количество толстых пластин (тяговый аккумулятор).

Типы креплений аккумуляторных батарей

Существуют два основных типа крепления — верхнее и нижнее.

Верхнее

Верхнее крепление аккумулятора

Аккумулятор не имеет нижних выступов и крепится прижимной планкой сверху.

Нижняя часть АКБ с таким типом крепежа может быть в любом исполнении. Зачастую такой тип крепления аккумулятора встречается на японских автомобилях.

Нижнее

Выступ аккумулятора.jpg

Аккумулятор имеет нижние выступы и крепится прижимной планкой снизу.

Такой тип крепления обычно применяется на европейских автомобилях. Особенностью данного вида крепежа является обязательное наличие специального выступа (буртика) на нижней части корпуса аккумуляторной батареи. За этот выступ с помощью специальной пластины и винта АКБ прижимается к аккумуляторной платформе.

Традиционная классификация типов креплений:

  1. Аккумулятор без нижних юбок.jpg

    Аккумулятор без нижних юбок, крепится сверху прижимной планкой.

  2. Примеры АКБ без нижних юбок:

    Примеры АКБ без нижних юбок.jpg

  3. Юбка аккумулятора с двух сторон.jpg

    B01. Юбка на аккумуляторе расположена с двух сторон — фас и анфас аккумулятора.

    Примеры АКБ с двухсторонней юбкой:

    Примеры АКБ с двухсторонней юбкой.jpg

  4. Юбка аккумулятора с четырех сторон.jpg

    B13. Юбка аккумулятора расположена с четырех сторон.

    Примеры АКБ с четырехсторонней юбкой.

    АКБ с четырехсторонней юбкой.jpg

Правила выбора АКБ

При покупке аккумулятора помните, что АКБ различаются габаритами и типом корпуса, емкостью и пусковым током, типом и расположением клемм.

Батарея устанавливается в специальный поддон. Поэтому основание АКБ должно быть таких же габаритов, как и этот поддон. Но при необходимости, в некоторых случаях можно установить аккумулятор большего или меньшего размера.

В зависимости от типа корпуса, АКБ делятся на две категории — азиатского и европейского стандарта. В таблицах приведены основные типоразмеры обоих видов корпусов.

Азия

Маркировка

Длина

Ширина

Высота

B19

19

13

22

B24

24

13

22

D20

20

17

22

D23

23

17

22

D26

26

17

22

D31

31

17

22

D33

33

17

22

E41

41

17

22

F51

51

18

22

G51

51

22

22

H52

52

27

24

Европа

Маркировка

Длина

Ширина

Высота

L0

17.5

17.5

19

L1

21

17.5

19

LB1

21

17.5

17.5

L2

24

17.5

19

LB2

24

17.5

17.5

L3

28

17.5

19

LB3

28

17.5

17.5

L4

31.5

17.5

19

LB4

31.5

17.5

17.5

L5

35

17.5

19

LB5

35

17.5

17.5

L6

39

17.5

19


При выборе АКБ отталкивайтесь от размеров уже имеющейся батареи и рекомендаций производителя автомобиля: лучше купить аккумулятор с такими же или более высокими техническими характеристиками, чем аккумулятор, который штатно установлен заводом-изготовителем автомобиля.

Читайте также