Содержание:
Стартерные аккумуляторы с жидким электролитом делятся на два вида: с доступом (еще их называют обслуживаемыми) и без доступа к электролиту (еще их называют необслуживаемыми). Наличие доступа к электролиту не всегда означает необходимость обслуживать аккумулятор (доливать дистиллированную воду). Например, японские аккумуляторы Furukawa имеют доступ к электролиту, но так как эти батареи изготовлены по кальциевой (Ca/Ca) технологии (отличительной особенностью этой технологии является очень низкий расход воды), то доливка дистиллированной воды не требуется на протяжении всего срока службы аккумулятора. Эти аккумуляторы можно назвать необслуживаемыми с доступом к электролиту.
Стартерные аккумуляторы по расходу дистиллированной воды делятся на четыре вида.
Маркировку N/L/VL можно встретить только на аккумуляторах российского производства.
Аккумуляторы с маркировкой VL имеют настолько малый расход воды, что не требуют доливки на протяжении всего срока службы. Этот вид батарей можно назвать необслуживаемыми с доступом к электролиту.
Какие бывают легирующие элементы/добавки к пластинам в аккумуляторах?
Классическая добавка/легирующий элемент в автомобильных аккумуляторах, используемая с незапамятных времен. Недостатков у сурьмянистых батарей достаточно: они подвержены сильному саморазряду и выкипанию воды из электролита. Именно поэтому сурьмянистые аккумуляторы, как правило, обслуживаемые, то есть с доступом к электролиту: в них необходимо регулярно доливать воду. Но есть и одно большое преимущество: сурьмянистые аккумуляторы гораздо лучше переносят глубокие разряды, в отличие от кальциевых АКБ, которыми сейчас переполнен рынок.
Малосурьмянистые аккумуляторы считаются малообслуживаемыми. В малосурьмянистых АКБ меньше сурьмы, чем в предыдущем виде, поэтому интенсивность испарения воды у них ниже. Следовательно, проверять уровень электролита в АКБ такого типа и доливать дистиллированную воду можно реже.
Малосурьмянистые аккумуляторы нередко устанавливают на машины российского производства. Батареи нетребовательны к параметрам бортовой сети, неприхотливы, стоят недорого, долго держат заряд.
С точки зрения потребительских свойств, добавление кальция — полная противоположность варианта с сурьмой. Это настоящая находка для необслуживаемых аккумуляторов: кальций уменьшает выкипание воды, снижает саморазряд, делает пластины прочнее, защищает их от перезаряда. Звучит почти идеально!
Но стоит один раз полностью «высадить» кальциевый аккумулятор, и его емкость значительно снизится. Поэтому кальциевую батарею лучше использовать регулярно, не допуская глубоких разрядов.
Пластины гибридной батареи легируются разными добавками. Положительные являются малосурьмянистыми, отрицательные — кальциевыми. Технические характеристики гибридных АКБ — нечто среднее между параметрами кальциевых и малосурьмянистых батарей.
Минусы сурьмы и кальция весьма значительны. Чтобы сбалансировать их, был придуман гибридный аккумулятор, где в качестве легирующих элементов используется как сурьма, так и кальций: они компенсируют взаимные недостатки. Свинцово-сурьмянистые пластины добавляют батарее стойкости к глубоким разрядам, а свинцово-кальциевые уменьшают саморазряд и испарение электролита.
Гибридные аккумуляторы могут содержать и другие химические элементы, улучшающие их свойства, например, серебро. Батареи с добавлением серебра принято выделять отдельно. В первую очередь, из-за их цены: такие аккумуляторы заметно дороже. Взамен производители обещают своему потребителю долговечность.
Все существующие аккумуляторы можно разделить на две основные категории — стартерные и тяговые:
Стартерные. Стартерный аккумулятор создан для запуска двигателя. Когда вы поворачиваете ключ зажигания, стартер потребляет с аккумулятора необходимый для запуска двигателя ток, и двигатель начинает работать, а генератор начинает заряжать аккумулятор. Таким образом, стартерный аккумулятор в исправно работающем, регулярно эксплуатируемом автомобиле должен 95% времени находиться в заряженном состоянии. Современная стартерная батарея, изготовленная по кальциевой технологии (большинство современных стартерных батарей изготовлены именно по кальциевой технологии) не создана для глубоких разрядов (то есть разрядов более, чем на 30%), так как с каждым таким разрядом аккумулятор теряет в среднем 5% от своей емкости.
Тяговые. Они же аккумуляторы глубоко разряда. Основное назначение тягового аккумулятора заключается в питании технических средств с электроприводом. То есть тяговый аккумулятор, в отличие от стартерного собрата, спокойно можно разряжать практически полностью без страха, что после такого разряда батарея выйдет из строя, потому что тяговый аккумулятор конструктивно создан как раз для таких нагрузок.
Важный момент! Срок службы тяговых батарей исчисляется в циклах. Например, на американские тяговые аккумуляторы Trojan производитель заявляет срок службы 1200 циклов при условии 80%-ого разряда. Это означает, что данную батарею можно разрядить 1200 раз, забирая у нее 80% от заявленной емкости. То есть потребитель может выработать заявленные циклы за полгода, 5 лет, 10 лет и т.д. — все зависит от регулярности и глубины разряда аккумулятора.
Из графика ниже видно, что чем меньше глубина разряда, тем большее количество циклов отработает батарея. Эта нелинейная зависимость количества циклов заряд-разряд, которое отработает батарея от глубины разряда, характерна для всех видов тяговых батарей.
Вывод: с экономической точки зрения всегда выгоднее купить аккумулятор с большей емкостью, потому что при той же нагрузке аккумулятор с большей емкостью будет разряжаться менее глубоко и, как следствие, отработает значительно большее количество циклов заряд-разряд, нежели батарея с меньшей емкостью.
Пример зависимости количества циклов заряд/разряд, которое отработает батарея, от глубины разряда.
Основное конструктивное отличие свинцовой стартерной батареи от свинцовой тяговой батареи — толщина пластин. Пусковой ток батареи определяется площадью пластин. Количество циклов заряд/разряд батареи определяется толщиной пластин. В корпусе одного размера и веса может быть много тонких пластин (стартерный аккумулятор) или меньшее количество толстых пластин (тяговый аккумулятор).
Существуют два основных типа крепления — верхнее и нижнее.
Аккумулятор не имеет нижних выступов и крепится прижимной планкой сверху.
Нижняя часть АКБ с таким типом крепежа может быть в любом исполнении. Зачастую такой тип крепления аккумулятора встречается на японских автомобилях.
Аккумулятор имеет нижние выступы и крепится прижимной планкой снизу.
Такой тип крепления обычно применяется на европейских автомобилях. Особенностью данного вида крепежа является обязательное наличие специального выступа (буртика) на нижней части корпуса аккумуляторной батареи. За этот выступ с помощью специальной пластины и винта АКБ прижимается к аккумуляторной платформе.
Традиционная классификация типов креплений:
Аккумулятор без нижних юбок, крепится сверху прижимной планкой.
Примеры АКБ без нижних юбок:
B01. Юбка на аккумуляторе расположена с двух сторон — фас и анфас аккумулятора.
Примеры АКБ с двухсторонней юбкой:
B13. Юбка аккумулятора расположена с четырех сторон.
Примеры АКБ с четырехсторонней юбкой.
При покупке аккумулятора помните, что АКБ различаются габаритами и типом корпуса, емкостью и пусковым током, типом и расположением клемм.
Батарея устанавливается в специальный поддон. Поэтому основание АКБ должно быть таких же габаритов, как и этот поддон. Но при необходимости, в некоторых случаях можно установить аккумулятор большего или меньшего размера.
В зависимости от типа корпуса, АКБ делятся на две категории — азиатского и европейского стандарта. В таблицах приведены основные типоразмеры обоих видов корпусов.
Азия
Маркировка |
Длина |
Ширина |
Высота |
B19 |
19 |
13 |
22 |
B24 |
24 |
13 |
22 |
D20 |
20 |
17 |
22 |
D23 |
23 |
17 |
22 |
D26 |
26 |
17 |
22 |
D31 |
31 |
17 |
22 |
D33 |
33 |
17 |
22 |
E41 |
41 |
17 |
22 |
F51 |
51 |
18 |
22 |
G51 |
51 |
22 |
22 |
H52 |
52 |
27 |
24 |
Европа
Маркировка |
Длина |
Ширина |
Высота |
L0 |
17.5 |
17.5 |
19 |
L1 |
21 |
17.5 |
19 |
LB1 |
21 |
17.5 |
17.5 |
L2 |
24 |
17.5 |
19 |
LB2 |
24 |
17.5 |
17.5 |
L3 |
28 |
17.5 |
19 |
LB3 |
28 |
17.5 |
17.5 |
L4 |
31.5 |
17.5 |
19 |
LB4 |
31.5 |
17.5 |
17.5 |
L5 |
35 |
17.5 |
19 |
LB5 |
35 |
17.5 |
17.5 |
L6 |
39 |
17.5 |
19 |
При выборе АКБ отталкивайтесь от размеров уже имеющейся батареи и рекомендаций производителя автомобиля: лучше купить аккумулятор с такими же или более высокими техническими характеристиками, чем аккумулятор, который штатно установлен заводом-изготовителем автомобиля.